Откуда же берется это неповторимое "я", называемое почерком, собственным стилем или лицом рисующего человека? Из его уникального взгляда на мир.
Копируя чужой рисунок, мы воспроизводим не мир вокруг нас, а чью-то интерпретацию вещей, живьем нами не виданную. Кто-то уже пережил и выстрадал увиденное, изобразил, как мог, наделив произведение своим настроением, характером, опытом и фантазией. Все, что мы можем срисовать с чужой работы, нашим не является.
Единственный способ избавиться от чужих шаблонов или наработок и обзавестись собственными — отложить подальше все лучшие примеры, книги и картинки. Что для начинающего художника — обязательно, для опытного дизайнера или иллюстратора, желающего обзавестись собственным лицом — смерть. Не нужно больше заглядывать в любимые книги, чтобы вспомнить, как было нарисовано красивое пятно или положены штрихи. Смотрим на реальный мир и пытаемся изобразить то, что видим. И штрихи изобретаем и совершенствуем сами, и цветные пятна рисуем всеми материалами подряд, пока не получится то, что нас устраивает.
И когда родится работа, начиненная вашими мыслями, чувствами, опытом и видением вещей, она будет неповторима и "похожа только на вас".
Жаль, что лишь немногим удается совмещать подобные эксперименты с "обычной работой дизайнера".
19.06.03
Миу Мау
www.miu-mau.orgПодитожу: Не смотри ни на кого и ни на что, только так сможешь уберечь себя от копирования и подражания кому-либо, или чему-либо и сформировать свой неповторимый ни на что не похожий стиль.
Далее следует еще одна статья, которая слегка противоречит первой. В ней повествуется о том, что творческие люди не могут вдохновляться и творить без друг друга. Но в конце автор подводит к истиному источнику всех свежих и нереально креативных идей.
Откуда берутся свежие идеи, если всё на свете уже тысячу раз сфотографировали, нарисовали, слепили, покрасили, завернули в цветную бумажку, вывернули наизнанку, нарисовали еще раз , потом сфотографировали рисунок, наклеенный на сам объект, завернули в фотографию голую женщину и выставили ее живьем в витрину. Все уже было, все придумано и сделано до нас.
Во всех интересных позах свою модель уже запечатлели все знаменитые художники. Нарисуешь ее живой линией — скажут, что позаимствовал у Шиле, вырежешь из бумаги — ткнут носом в Матисса. Начнешь ломать формы — обязательно упрешься в Пикассо или Малевича. Попытаешься написать просто, как есть, следуя всем канонам классической живописи, — начнутся стоны о том, что угнаться за мастерами в этой области можно и не пытаться.
К этому прибавляется еще ужасная привычка всех творческих людей вдохновляться идеями коллег и придумывать свой вариант. Это горе было хорошо знакомо еще во времена Иеронима Босха — картин, вдохновленных его работами, и вариаций на придуманные им темы существует в 10 раз больше всего, сделанного им самим.
Великий иллюстратор Иван Билибин в свое время опрометчиво впустил в дом простоватого с виду человека, приехавшего с Украины и заявившего о том, что он — большой поклонник мастера и приехал лишь затем, чтобы показать свои работы. Это был художник Нарбут, коллекция работ которого оказалась очень качественной "компиляцией" всех самых красивых приемов Билибина. Нарбут остался погостить и немедленно приступил к делу. Пока Билибин тоскливо чертил очередной орнамент, погруженный в заботы и печали, связанные с разводом, молодой Нарбут подхватывал каждую идею на лету и моментально разрабатывал ее до обширной коллекции работ. Билибин злился, — он не успевал дорисовать свежепридуманную завитушку до конца, как уже обнаруживал ее в десятке новых произведений этого приезжего сопляка. А тот, в ответ на упреки, отмахивался: "Что вам, жалко? Все равно на ваше не похоже".
Сегодня ясно, что Билибина ни с кем не спутаешь, равно как и Нарбута, а самое лучшее, из сделанного Нарбутом — это придуманное им самим. Хотя многие идеи родились из срисованных у Билибина картинок. Также неизвестно, сколько рисунков вернулось к Билибину от Нарбута после того, как они прошли бесчисленные ступени развития в картинах многочисленных друзей и учеников.
Люди, творящие какое-либо искусство так устроены, — они нужны друг другу, потому что получают от друзей и коллег вдохновение, идеи и импульсы, столь необходимые в работе, однако благодаря их активному взаимодействию любые свежие идеи моментально пускаются в оборот всеми сразу. Стоит одному придумать что-либо интересное, появляется десяток интерпретаций, сделанных друзьями. Одни пытаются сделать свою версию, другие быстро придумывают, как развить идею дальше. Каждый по-своему доводит новую разработку до абсурда, пока она не побывает во всех возможных состояниях — от минималистического решения, в котором ее превратили в "почти ничего", до "кича с будуаром", покрытого толстым слоем мельчайших узоров.
Когда очередной приступ проходит, становится тихо, и творческие личности погружаются в обсуждение старой темы — "Где бы взять свеженькую идею?"
Иногда свежие идеи рождаются во время экспериментов с новыми фильтрами графических программ, в результате случайно пришедших в голову умножений фотографий на векторы и сканированных брюк на рамочки от "Фотошопа". Но эти эксперименты исчерпывают себя слишком быстро, чтобы писать о них всерьез.
Ответ прост как всегда. Свежие идеи существуют только в реальном мире,а не в работах других людей. Эту простую формулу мне подарил в свое время художник Серебровский,— все столь замечательные композиции, необычные идеи и причудливые формы однажды были увидены в реальной жизни. Ко всем орнаментам и схематичным рисункам человек пришел, изучая реальные вещи и обобщая их до "самого главного".
Все сюрреалистические сюжеты и интересные эффекты были обнаружены в каком-нибудь отражении, большинство гениальных композиций, встречающихся в народных вышивках, были найдены в процессе расстановки тарелок на пустом столе. Архитектурные элементы срисованы у медуз и растений, платья великих модельеров стремятся к изяществу цветов и яркости оперений экзотических птиц, а макет странички swatch возник из кучи обрезков, случайно разложенных на столе.
Если рассматривать окружающие нас вещи внимательнее, среди них найдется множество новых форм, композиций и цветовых решений, никем еще возможно не открытых. Если рисовать восход солнца вновь и вновь, пока от него не останется только самое главное, возможно получится флаг огромной страны. И все согласятся, что лучше придумать было нельзя.